«ДАЙМЛЕР-БЕНЦ» (Daimler-Benz), немецкая промышленная компания, с 1998 вошедшая в транснациональную корпорацию «Даймлер-Крайслер». Штаб-квартира находится в Штутгарте. Специализируется на выпуске легковых, грузовых автомобилей и автобусов. По итогам 2004 объем продаж легковых автомобилей составил 1060,9 тысяч единиц.
«Даймлер-Бенц» образовалась в результате слияния в 1926 двух автомобильных компаний: «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт» и «Бенц». Компания «Бенц» была основана Карлом Бенцем в 1883. Свой первый трехколесный автомобиль «Motorwagen» он представил публике в 1885, однако коммерческого успеха новинка не имела. В 1893 Бенц начал выпускать 4-колесный двухместный автомобиль «Виктория» (Victoria) с одноцилиндровым мотором мощностью 3 л. с. За ним, в 1894, последовал небольшой двухместный «Вело» (Velo), ставший фактически первым в мире автомобилем серийного производства. Его копировали многие фирмы. Он послужил основой первого русского автомобиля Евгения Яковлева и Петра Фрезе, построенного в 1896. Для повышения конкурентоспособности своих автомобилей и разработки новых в компанию был приглашен французский инженер Мариус Барбару (Marius Barbarou). Однако предложенные им разработки не устроили Бенца, и он покинул компанию, основав в 1906 новую. До начала войны «Бенц» специализировалась на выпуске спортивных гоночных автомобилей, самым известным из которых стал «Блитцен Бенц» (Blitzen Benz), представленный в 1909, с мотором мощностью 200 л. с.
Компания «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт» была основана двумя немецкими инженерами, Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом, в 1890 на базе мастерской Даймлера близ Штутгарта, где он в 1885-1886 построил первый 4-колесный автомобиль с бензиновым двигателем. После смерти Даймлера в 1900 производство автомобилей продолжили его сын Пауль и Вильгельм Майбах, взявший на себя управление фирмой. В 1900 Майбах начал разрабатывать новый автомобиль, имевший классическое расположение частей: двигатель и радиатор располагались впереди под капотом, привод осуществлялся через шестеренчатую коробку передач на задние колеса. На новом автомобиле стоял 4-цилиндровый мотор мощностью 35 л. с. Первый образец был выполнен в виде двухместной гоночной машины. Модель была названа «Мерседес» (Mercedes), в честь дочери одного из совладельцев компании — австрийского предпринимателя, дипломата и заядлого автогонщика Эмиля Еллинека. С этого времени все легковые автомобили фирмы «Даймлер» стали выпускаться под маркой Mercedes. Первый Mercedes послужил базой для создания более совершенной машины «Мерседес Симплекс», открывшей эру наиболее мощных и комфортабельных автомобилей этой марки. В 1921 Mercedes выступил новатором в производстве автомобилей с наддувом.
Образованный в 1926 концерн «Даймлер-Бенц», во главе которой встал Фердинанд Порше, смог эффективно использовать опыт и инженерные разработки конструкторов обеих компаний. Модельный ряд, в основу которого легли автомобили «Даймлер», был полностью обновлен. Представленная в 1926 Model К, а следом за ней — Model S, с 6-литровым двигателем одержала 50 побед в спортивных гоночных соревнованиях, а также стала базой для создания новой модификации — Model SS с двигателем рабочим объемом 7 литров с наддувом мощностью 200 л.с.
В начале 1940-х гг. в Германии резко возрос спрос на роскошные мощные автомобили марки Mercedes. Их выпускали на заводе Mercedes-Benz в Штутгарте по специальным заказам для глав государств и правительств, высокопоставленных нацистов, а также тех, кому традиционные автомобили казались недостаточно престижными. После Второй мировой войны машины Mercedes вернулись в автомобильный спорт и даже одержали победу в гонке «24 часа Ле Мана» 1952. С 1958 автомобили «Мерседес» стали оснащаться высокоточной механической системой впрыска топлива.
Вторая половина 20 в. ознаменовалась выходом целой серии новых моделей автомобилей, в т.ч. модели представительского класса «600», которая должна была, по мнению ее создателей, составить на автомобильном рынке конкуренцию моделям марки «Роллс-Ройс». В 1990-е гг. произошла коренная перестройка модельного ряда компании, представившей свою продукцию в нескольких новых секторах рынка (малый класс, внедорожники и проч.). Тем не менее основой программы остаются автомобили среднего класса серий С и Е.
В 1984 компания приобрела авиаракетную компанию «Дорнье», в 1986 — крупную электротехническую фирму «АЭГ», в 1988 — авиакосмическую компанию «Мессершмидт-Белков-Блом», в 1998 вошла. После создания нового концерна «Даймлер-Крайслер» (1998) в подразделение «Мерседес» в 1999 было инкорпорировано подразделение «Крайслер-Джип».
«ДЕВОНШИРСКИЙ ИЗУМРУД», один из известных исторических камней, кристалл изумруда высокого качества, прозрачный, густо-зеленого цвета, массой 1383,95 кар. Добыт на копях Мусо в Колумбии и подарен в 1831 герцогу Девонширскому доном Педру I, бывшим королем Бразилии, отрекшимся от своего престола. Кристалл имеет характерную для изумруда форму шестиугольной призмы, разбит многочисленными мелкими трещинами, затрудняющими его использование в ювелирном деле. Неоднократно выставлялся на разных выставках и экспонировался в Британском музее.
«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ», резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50-60-х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. «Демографический взрыв» обострил проблемы социального и экономического развития этих стран. Решающее воздействие темпов роста населения развивающихся стран (в них проживает св. 50% населения мира) на увеличение численности населения земного шара превратило «демографический взрыв» в этих странах в мировой, а социально-экономические проблемы их развития приняли характер глобальных проблем.
«ДРЕССЕР ИНДАСТРИС» (Dresser Industries), машиностроительная компания США. Основана в 1880. Выпускает промышленное, подъемно-транспортное и дорожно-строительное оборудование. Имеет заводы в США, Франции и Великобритании. Объем продаж 3,9 млрд. дол., чистая прибыль 157 млн. дол., число занятых 31 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).
«ДРУЖБА», международный магистральный нефтепровод для снабжения Польши, Германии, Чехии, Словакии и Венгрии нефтью, поступающей из России.
Построен совместно с этими странами. Проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка — северный (по территории Белоруссии, Польши и Германии) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). Общая длина свыше 5,2 тыс. км. Первая очередь (нитка) вступила в строй в 1964.
В 1969 встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР, но имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. В связи с этим в 1974 по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» (это была вторая очередь нефтепровода), что позволило увеличить экспортные возможности СССР более чем в два раза. В 1981 вступила в строй третья очередь (на территории Германии, Чехословакии). После распада социалистического лагеря и СССР в 1992 центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск. В России магистраль нефтепровода проходит по территориям 32 районов восьми областей. По нефтепроводу в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина идущей на экспорт российской нефти. В 2000-е гг. по основному, западному, направлению нефтепровода перекачивается до 70-80 млн. тонн в год. Эта нефть используется на мощных нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в Мозыре (Белоруссия), Плоцке (Польша), Шведте (Германия).
ДАБА (дабан, даван) (монг.) — название труднодоступных перевалов в горах Средней Азии, Южной Сибири, Монголии; в бурятском языке употребляется также со значением «гора», «хребет» (например, храм Хамар-Дабан).
ДАБАШАНЬ (Башань), горный хребет в Китае, юго-восточная ветвь хребта Циньлин. Образует водораздел между р. Янцзы и ее крупнейшим левым притоком Ханьшуй. Простирается с северо-запада на юго-восток на 200 км, ограничивая с северо-востока Сычуаньскую котловину. Высшая точка — г. Шаньшупин (2708 м).
Северные склоны сравнительно крутые, южные — пологие. Хребет Дабашань сложен главным образом кристаллическими породами.
Климат умеренный, муссонный, с обильным летним увлажнением. Годовая сумма осадков свыше 1000 мм.
На склонах широколиственные леса. Ведутся лесоразработки, производство тунгового масла.
ДАБЕШАНЬ, горный хребет в Китае, юго-восточное продолжение хребта Циньлин. Средняя высота около 1000 м, наибольшая 1860 м. Протягивается с северо-запада на юго-восток на 250 км, образуя водораздел между реками Янцзы и Хуайхэ.
Сложен главным образом песчаниками и известняками. Северные склоны крутые, сильно расчлененные, южные — пологие, с мягкими формами рельефа. Глубокие долины, иногда сквозные, используются для сообщения между Северным Китаем и равниной в среднем течении реки Янцзы. Широколиственые леса на склонах. В долинах, обращенных к югу, — значительная примесь вечнозеленых растений.
ДАВАНГЕРЕ (Davangere), город на юго-западе Индии, в штате Карнатака. Население 400 тыс. человек (2004).
Торговый центр сельскохозяйственного района (зерновые, хлопок). Машиностроение, текстильная промышленность.
В конце 18 в. правитель княжества Майсур Хайдар Али передал Давангере маратхам.
ДАВАО (Davao), город на Филиппинах, главный порт о. Минданао. Население 951 тыс человек (2004). Международный аэропорт. Деревообрабатывающая, пищевая промышленность, производство абаки.
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.