Понедельник, 21.08.2017, 16:47Главная | Регистрация | Вход

Вход

  Поиск

Новости биологии

Наш опрос

К какой категории вы бы себя отнесли?
Всего ответов: 1063

  Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Теория к ОГЭ и ЕГЭ
Главная » 2017 » Январь » 25 » Блок 2. Химическая реакция (часть 2)
21:19
Блок 2. Химическая реакция (часть 2)

Блок 2. Химическая реакция

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

Это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. 

ИОНЫ - заряженные частицы:  Cl-, Cu2+, NO3-

КАТИОНЫ – ионы с зарядом  +

АНИОНЫ –   ионы с зарядом   – 

СВОЙСТВА  ИОНОВ  ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СВОЙСТВ АТОМОВ, ИЗ КОТОРЫХ ОНИ ОБРАЗОВАЛИСЬ!!!

Процесс распада электролитов на ионы в процессе растворения или расплавления называется ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИЕЙ.

ЭЛЕКТРОЛИТЫ:

Все растворимые веществ в таблице растворимости (исключение  H₂SO₃, H₂S, H₂CO₃,NH₄OH)     

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ:

  • нерастворимые неорганические вещества;  
  • органические вещества спирты, эфиры, альдегиды, углеводороды, углеводы. (исключение:  кислоты, соли и фенолы):

КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС РАСТВОРЕНИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА? 

Растворение поваренной соли и соляной кислоты. 

Молекулы воды являются дипольными, т.е. один конец молекулы заряжен отрицательно, другой – положительно. 

Молекула воды отрицательным полюсом подходит к иону натрия, положительным – к иону хлора; окружают ионы со всех сторон и вырывают из кристалла, причём только с его поверхности. 

Свободные ионы, оказавшиеся в водном растворе, окружаются полярными молекулами воды: вокруг ионов образуется гидратная оболочка, т.е. протекает процесс гидратации. 

ДИССОЦИАЦИЯ ВЕЩЕСТВ

КИСЛОТЫ

электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода 

Н3РО4   ↔ Н+ + Н2РО4- (первая ступень)

Н2РО4-  ↔  Н+ + НРO42- (вторая ступень)

НРО42-  ↔  Н+ PО4З- (третья ступень)

Диссоциация многоосновной кислоты протекает главным  образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и лишь в незначительной степени - по третьей

ОСНОВАНИЯ

электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы. 

KOH ↔ K+ + OH-;

 NH4OH↔  NH4+ + OH-

ОСНОВАНИЯ, РАСТВОРИМЫЕ В ВОДЕ НАЗЫВАЮТСЯ ЩЕЛОЧАМИ

Это основания щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, NaОН, КОН, RbОН, СsОН, FrОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, Rа(ОН)2, а также NН4ОН.

Большинство оснований в воде малорастворимо.

СОЛИ 

электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония (NH4+) и анионы кислотных остатков

(NH4)2SO4  ↔ 2NH4+ + SO42-

Na3PO4 ↔   3Na+ + PO43-

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА 

это реакции между сложными веществами в растворах, в результате которых реагирующие вещества обмениваются ионами. 

ПРАВИЛО  БЕРТОЛЛЕ

Реакции обмена в растворах электролитов возможны только тогда, когда в результате реакции образуется  твердое малорастворимое вещество, газообразное или малодиссоциирующее.

ZnO + Н24 = ZnSО4 + Н2О,

AgNО3 + КВr = АgВr↓ + КNО3,

К2СО3 + 2НСl = 2КСl +Н2О + СО2

СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ИОННОГО ОБМЕНА:

1. Записываем молекулярное уравнение реакции, не забывая расставить коэффициенты:

              3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3↓ + 3NaCl

2. Определяем и указываем заряды ионов,  определяем растворимость каждого вещества (таблица растворимости).

ИСКЛЮЧЕНИЕ: 

В таблице растворимости некоторые вещества указаны растворимы, но растворяются они только в закрытых сосудах, в открытых образуются газообразные вещества:

NH4OH NH3 + H2O

H2SO3 SO2 + H2O

H2CO3 CO2 + H2O

H2S

        р            р             н              р              

    3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 ¯+ 3NaCl 

3. Составляем полное ионное уравнение.

Сильные электролиты записывают в виде ионов, а слабые электролиты, малорастворимые вещества и газообразные вещества записывают в виде молекул. 

3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl-  = Fe(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl-

4. Находим одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сокращаем  их слева и справа.

3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl-

5. Составляем итоговое сокращенное ионное уравнение (выписываем формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).

Fe3+ +  3OH- = Fe(OH)3

В ВИДЕ ИОНОВ НЕ ЗАПИСЫВАЮТ

1. Неэлектролиты (оксиды, простые вещества); 

2. Осадки; газы; воду; слабые электролиты (кислоты и основания);

3. Анионы кислотных остатков кислых солей  слабых кислот (НСО3-, Н2РО4- и т.п.) и катионы основных солей слабых оснований  Al(OH)2+.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ.

Пример 1

Сульфид  цинка + соляная кислота à

          н         р         р          р

        ZnS + 2HCl = ZnCl2 + H2S ↑ 

молекулярная форма

ZnS +2H++2Cl-=Zn2++2Cl-+ H2S↑ 

полное ионно-молекулярное уравнение

ZnS +2H+=Zn2++ H2S ↑ 

сокращенное ионное уравнение

При составлении молекулярного уравнения из сокращенного ионного,  для ионов с левой стороны составляем, используя таблицу растворимости,  растворимые вещества. 

На основе их, заканчиваем правую часть.

 Расставляем коэффициенты.

Пример 2  

Ag⁺ + Вr⁻ = АgВr↓  

AgNО3 + КВr = АgВr↓ + КNО3

Категория: ОГЭ по химии | Просмотров: 125 | Добавил: konechnoya | Рейтинг: 0.0/0
Лотоцкая Елена © 2017 | Используются технологии uCoz
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Наш сайт в каталоге manyweb.ru Союз образовательных сайтов Каталог сайтов Всего.RU GlavBoard.ru Top 100: Учеба, образование и науки Rambler's Top100 "YandeG" - рейтинг сайтов 3500 разработок для учителя Metodichka.org Банк Интернет-портфолио учителей