ОБРАБОТКА НЕСТОЙКИХ ОТХОДОВ, мероприятия, направленные на удаление отходов. Различают предварительную (первичную) О. н. о. — механич. отсеивание и осаждение твердых веществ, неполную (вторичную) — биологич. восстановление органич. вещества и полную (третичную) — химич. удаление фосфатов, нитратов и др. веществ.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЕ, система обучения, направленная на усвоение теории и практики охраны природы. В средних общеобразовательных школах СССР О. п. включено в учебные программы по биологии. О. п. предусмотрено также в средних специальных, профессионально-технич. учебных заведениях. В ряде вузов СССР имеются кафедры и специализации по охране природы. Большое внимание О. п. уделяют средства массовой информации (пресса, радио, телевидение), общества охраны природы, общество “Знание” и др. Вопросы О. п. широко представлены в программах деятельности ЮНЕСКО, ЮНЕП, МСОП и др. Первая Межправительственная международная конференция по О. п. состоялась в СССР (Тбилиси, 1977). В августе 1987 в Москве состоялся Международный конгресс ЮНЕСКО — ЮНЕП, принявший глобальную долгосрочную программу по О. и.
ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, система обучения, направленная на усвоение основ общей и частной экологии: необходимый элемент обшей культуры современного человека. Учебная программа по общей биологии средней общеобразовательной школы содержит специальные разделы: “Основы экологии” и “Человек и биосфера”. В университетах на биологии., биолого-почвенных, биолого-химич., биолого-географич. и др. естественнонаучных факультетах читаются нормативные курсы “Экология и охрана природы”, “Экология”, “Основы экологии” и др. Во многих университетах страны (Московском, Казанском, Кишиневском, Белорусском, Рижском, Томском, Уральском и др.) на биологич. факультетах проводится специализация “Экология и охрана окружающей среды”. О. э. широко представлено во многих др. университетах мира. Конкретные вопросы О. э. содержатся в программах деятельности ЮНЕСКО, ЮНЕП, МСОП. В международной научной программе “Человек и биосфера” О. э. посвящен специальный проект № 13 “Понимание состояния окружающей среды”. О. э. часто отождествляют с природоохранным образованием.
ОБРАСТАНИЯ, биообрастания, сообщества организмов, селящиеся на живых или мертвых субстратах в толще воды. Это двустворчатые моллюски (напр., дрейссены, мидии, корабельные черви), усоногие раки, полихеты, макрофиты и др. Термин предложен Е. Гентшелем (1930).
ОБРАТИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДЫ, изменение каких-либо компонентов природной среды или их совокупности, к-рое может быть компенсировано в ходе восстановительных процессов.
ОБРАТИМОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ, повреждение нормальной структуры и функции, вызванное воздействием вещества и восстанавливающееся до начальных величин после прекращения воздействия (ВОЗ).
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕу .животных, поведение у животных, означающее, что каждая особь имеет определенный ранг в зависимости от своего положения в иерархии сообщества или качества занимаемой ею территории.
ОБЩИЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, преобладавший до сер. 20 в. взгляд на международные природные ресурсы как на коллективную собственность или общие природные вещи (“Res naturae communis”).
ОБЩНОСТЬ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ, диапазон приложимости данной модели экосистемы к др. экосистемам в процессе их изучения; число различных ситуаций, в к-рых данная модель приложима.
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.