ЭКОЛОГИЯ - Э - ЭКОЛОГИЯ - Энциклопедии - Сайт учителя биологии и географии Лотоцкой Е. Г.
Четверг, 08.12.2016, 14:49Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

А [175]Б [82]
В [20]Г [20]
Д [20]Е [1]
Ж [4]З [22]
И [5]Й [2]
К [48]Л [10]
М [2]Н [2]
О [0]П [1]
Р [1]С [117]
Т [187]У [63]
Ф [88]Х [47]
Ц [53]Ч [24]
Ш [13]Щ [1]
Э [243]Ю [4]
Я [26]

Вход

  Поиск

Новости биологии

Наш опрос

Каких материалов вы бы хотели больше увидеть на сайте?
Всего ответов: 798

  Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Энциклопедии
Главная » ЭНЦИКЛОПЕДИИ » ЭКОЛОГИЯ » Э

ЭКОЛОГИЯ
07.06.2016, 17:29
ЭКОЛОГИЯ (от эко ... и ...логия) , синтетич. биологич. наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Э. относится к числу фундаментальных (функциональных) подразделений биологии, исследующих фундаментальные свойства жизни надорганизменного уровня организации. Основной предмет Э. — изучение совокупности живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой некое единство (т. е. систему), в пределах к-рого осуществляется процесс трансформации энергии и органич. вещества. Основная задача Э. — изучение взаимодействия энергии и материи в экосистеме; односторонний приток энергии и циркуляции химич. элементов есть два фундаментальных закона общей Э., потому что они одинаково применимы как к любой окружающей среде, так и к любому организму, включая человека. В центре внимания современной Э. стоит концепция экосистемы — основа конструкции экологической парадигмы . Отдельные особи, популяции, виды, сообщества в их взаимоотношениях с окружающей средой также служат объектами экологич. исследования, но они не являются специфическими для Э. как самостоятельной науки, т. к. ими занимаются и др. биологич. науки — ботаника, зоология, микробиология, физиология, систематика, генетика, биогеография и др. В Э. особи , популяции рассматриваются как элементы взаимодействия друг с другом; совокупность взаимодействующих между собой и окружающей средой особей, если они относятся к одному и тому же виду, создает популяцию (жизнь особи немыслима вне популяции). Однако популяция сама по себе существовать не может, т. к. она нуждается, прежде всего, в энергии и веществе, в определенном жизненном пространстве (местообитании), поэтому она обязательно вступает в пищевые, пространственные и др. отношения с др. популяциями, с к-рыми, интегрируясь, образует некое единое целое (сообщество , биоценоз ). Популяции (сообщество, биоценоз), как и особи, не образуют самостоятельной системы, поскольку во взаимодействие популяций включается и среда (часть биотопа), к-рая выступает как элемент материальной системы. Следовательно, биотоп и биоценоз образуют единое целое — экосистему (по Тенсли, 1935) или биогеоценоз (по Сукачеву). Таким образом, по Ю. Одуму (1975), чрезвычайно важен принцип функциональной организации, согласно к-рому при усложнении структуры возникают дополнительные свойства. Автором термина “Э.” был известный нем. биолог Э. Геккель, впервые использовавший его в своем капитальном двухтомном труде “Всеобщая морфология организмов” (1866), снабженном подзаголовком “Общие основы науки об органических формах, механически основанной на теории эволюции, реформированной Чарльзом Дарвином”. Следовательно, основы новой биологии, куда была включена Э., Геккель создал, будучи под непосредственным влиянием работы Ч. Дарвина “Происхождение видов” (1859), к-рая сделала его эволюционистом и к-рую следует считать, по существу, первым фундаментальным научным трудом по Э. Определение Э. по Геккелю сводится к следующему: “Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой, точно так же, как хорология — наука о географическом и топографическом распределении организмов... Это физиология взаимоотношений организмов со средой и друг с другом”. Э. Геккель отождествлял Э. с экономией природы.

В своем историч. развитии Э. как самостоятельная биологич.наука прошла три основных периода (по А. М. Гилярову,1981),в к-рых господствовали соответствующие способы экологии, мышления (парадигмы): первый этап — аутэкологический редукционизм (от Э. Геккеля до 60-х гг. нашего века), суть к-рого состоит в том, что, как считают его сторонники, все явления, касающиеся распространения и численности каких-либо организмов, могут быть объяснены на основе известной реакции на те или иные абиотич. факторы; экология выступает здесь как прямое продолжение физиологии в природных условиях. На первом этапе развития Э. аутэкологический редукционизм (мезологическая парадигма) был прогрессивной методологией, т. к. он позволил классифицировать огромное количество данных, открыть ряд фундаментальных законов факториальной экологии (аутэкологии), таких как Закон минимума Либиха , Закон толерантности Шелфорда , Закон Лундегарда —Полетаева и др. Однако к концу 50-х гг. этого было недостаточно. На смену парадигме аутэкологического редукционизма пришла парадигма (период) синэкологического редукционизма (с утверждения в биологии в начале нашего столетия концепции популяции и до начала 70-х гг.), в центре внимания к-рого стоит анализ взаимодействий организмов (популяций). Корни этой парадигмы находятся в теории, эволюции Ч. Дарвина (в его концепции внутривидовой и межвидовой борьбы за существование). Этот период, бесспорно, по сравнению с предыдущим, был более прогрессивным, благодаря ему зародилось целое науч. направление (один из основных разделов) в Э. — демэкология , или экология популяций, в к-рой приоритетной проблемой являются биотич. взаимодействия. Вместе с тем, недостаток синэкологич. редукционизма заключается в том, что экологи, работающие в рамках данного подхода, стремятся (даже при изучении целого сообщества) свести суть явления к взаимодействию популяций, т. е. к разложению целого на отдельные элементы. Интегративный подход возникал в экологии неоднократно (независимо в разных областях, напр., в лимнологии благодаря Ф. А. Форелю, Э. Берджу, Ч. Джудею, Р. Демолю, А. Тинеману, Л. Л. Россолимо, В. С. Ивлеву, Г. Г. Винбергу, в биогеоценологии — Г. Ф. Морозову, А. Тенсли, В. Н. Сукачеву, в общей экологии — Ю. Одуму, Р. Маргалефу и др.). Заслуга формирования интегративного подхода на биосферном уровне принадлежит В. И. Вернадскому. Таким образом, методологич. основой Э. становится системный подход (третий, современный этап развития Э.) как особое направление исследования, ориентированное на изучение специфич. характеристик сложно организованных объектов, многообразие связей между элементами, их разнокачественность и соподчинение. Этот подход выражается в стремлении построить целостную картину объекта (к чему стремились, прежде всего, В. И. Вернадский, Л. Ф. Берталанфи, У. Росс Эшби, Н. А. Бернштейн, А. А. Ляпунов, Дж. Форестер, В. В. Меншуткин,В. Д. Федоров и др.), что способствует проникновению в Э. идей кибернетики. В результате собственного бурного развития, потребностей практики, особенно связанных с решением проблем продовольствия, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, обусловленных научно-технич. революцией, интересы современной прикладной Э. вышли далеко за ее законные биологич. границы. Этот факт отражен и в широкой гамме возникших терминов и понятий; глобальная Э., Э. человека, социальная Э., инженерная Э., сельскохозяйственная Э., архитектурная Э., Э. культуры, созология, созоэкология, географическая Э., геохимическая Э. и т. п., многие из к-рых считаются самостоятельными разделами общей Э. (напр., Э. человека, глобальная Э.) либо самостоятельными науками. Поэтому на концептуальном уровне, оставаясь в своей сущности фундаментальной биологич. наукой, современная Э. делится на общую, или теоретическую, и прикладную (включающую, прежде всего, глобальную Э., экологич. аспекты природопользования, проблемы экологич. воспитания и образования, инженерную, или промышленную Э., Э. городских поселений, экистику, сельскохозяйственную Э. и т. п.).

Как учебный предмет Э. делится на 4 основных раздела:

1) аутэкологию, или факториальную Э. (учение об экологич. факторах);

2) экологию популяций, или демэкологию;

3) экологию сообществ и экосистем, или биоценологию (биогеоценологию);

4) основы учения о биосфере.

Во всех университетах и пединститутах СССР на биологич., биолого-почвенных, биолого-химич., биолого-географич., естественных и др. факультетах Э. преподается как нормативный (обязательный) учебный предмет. АН СССР издает (с 1970) журнал “Экология”. Э. как учебная дисциплина введена во многих аналогичных вузах (университетах) зарубежных стран, где издается большое количество научных и научно-популярных журналов по теоретич. (общей) и прикладной Э., старейшим из к-рых является американский науч. журнал “Ecology” (выходит с 1920). В СССР и в др. странах существуют экологич. общества и ассоциации. Организована Международная ассоциация экологов. Большую деятельность в области прикладной Э. в последнее время развернули такие организации, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны дикой природы (ВВФ); в 1972 учреждена “Программа ООН по окружающей среде” (ЮНЕП). При ЮНЕСКО имеется спец. отдел по экологич. образованию и воспитанию; с 1964 по 1975 функционировала Международная биологич. программа (МБМ); с 1970 при ЮНЕСКО действует Международная комплексная научная экологич. программа “Человек и биосфера” (МАБ) и др.

Добавил: konechnoya |
Просмотров: 27
Всего комментариев: 0
avatar
Лотоцкая Елена © 2016 | Используются технологии uCoz
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Наш сайт в каталоге manyweb.ru Союз образовательных сайтов Каталог сайтов Всего.RU GlavBoard.ru Top 100: Учеба, образование и науки Rambler's Top100 "YandeG" - рейтинг сайтов 3500 разработок для учителя Metodichka.org Банк Интернет-портфолио учителей