Пятница, 17.05.2024, 10:36Главная | Регистрация | Вход

Вход

  Поиск

Наш опрос

Каких материалов Вы бы хотели больше увидеть на сайте?
Всего ответов: 856

  Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи, выступления
Главная » Статьи » Выступления

Выступление "Использование новых информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся к предмета естественного цикла"

Использование новых информа­ционных технологий для активизации

познавательного интереса учащихся к предметам естественного цикла.

В соответствии с основными ориентирами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» можно отметить, что современная школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, способные к саморазвитию и самообразованию личности, умеющие принять самостоятельные решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В формировании данных жизненных установок существенное значение приобретает использование новых информационных технологий в обучении.

Согласно классификации педагогических техно­логий (по Селевко Г. К.), информационные технологии относятся к классу техно­логий по ориентации на личностные структуры, целью которых является форми­рование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Кроме того, информационные технологии дают учителю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

Современная профессиональная компетентность учителя-предметника считается недостаточной без информационной или компьютерной составляющей.

Использование компьютерных технологий в обучении может осуществляться в нескольких направлениях:

Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программ­ного обеспечения – различные  элек­тронные учебники. На уроках естественного цикла они оказывают неоценимую помощь учителю. Например, с использованием «1С: Репетитор «Биоло­гия» я провожу урок «Экологические факторы. Абиотические экологические факторы» (9 класс); с использованием «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия » (2006г.) провожу урок «Происхождение человека. Этапы его становления» (8 класс); с использованием «Открытая биология. Версия 2.6» (Автор Д. И. Мамонтов) - «Вирусы – неклеточная форма жизни» (10 класс).

Второе  направление – разработка уроков сопровождения с использова­нием мультимедийного цифрового проектора,  тщательно подобранного видео­ряда, ко­торый помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Например, мною составлены видеоряды к урокам по темам: «Строение и функции пищеварительной сис­темы. Пищеварение в ротовой полости» (8 класс), «Эукариотическая клетка» (10 класс), «Приспособ­ительные формы организмов» (11 класс) и др. 

Третье направление – проведение экспериментов, опытов и виртуальных лабораторных работ. На уроках естественного цикла при изучении материала важное  значение придается демонстрационному эксперименту и лабораторному практикуму. По этим предметам сегодня разработаны очень интересные компьютерные (виртуальные) лаборатории, в которых учащиеся и учитель на экране компьютера могут проводить различные опыты и лабораторные работы, например: проводить различные химические реакции, рассматривать клетки под микроскопом. Конечно, виртуальная лаборатория не дает возможности ощутить многие свойства (масса, упругость, запахи и др.), прощает многие ошибки, (т.е. ученик обойдется простым предупреждением, если получая раствор влил воду в кислоту, а не наоборот и т.д.). Виртуальная лаборатория, также, не требует расходных материалов и приборов. Однако, можно ли будущего химика, микробиолога, физика обучать только с помощью виртуальной лаборатории? Ответ: нет. Таким образом, необходим разумный подход: не стоит «злоупотреблять» виртуальными лабораториями. В своей педагогической практике я использую такие приложения, как «Биология. 6 класс» (к учебнику Н. И. Сонина), «Биология. 9 класс» (к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина). В данных приложениях предлагается большое количество различных экспериментов, вирту­альных лабораторных работ.  Так на уроках биологии в 6 классе: по теме «Хими­ческий состав клетки» я провожу виртуальные лабораторные работы по установ­лению химического состава (неорганические и органические вещества) клеток; по теме «Регуля­ция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой»  использую эксперимент – раздражимость дождевого червя. В 9 классе на уроке по теме «Цитология – наука о клетке» провожу виртуальную лабораторную работу.

Четвёртое направление – компьютерные технологии позволяют проводить промежуточный и итоговый контроль на уроках в виде различных тестовых зада­ний. Тесты быстро обрабатываются и сразу же видны результаты. Тесты позво­ляют проверить теоре­тические и практические знания, умения и навыки уча­щихся. Интересные тестовые задания содержатся в мультимедийных приложе­ниях к учебникам, которые я ранее называла. Их можно использовать на различ­ных уроках. Например, при промежуточном контроле знаний в 6 классе на уроке по теме «Органы цветковых растений. Побег» мною используются тестовые зада­ния по определению типа листорасположения, а в теме «Органы  и системы органов животных» по определению систем органов животных, в теме «Цветок и плод» использую тест для проверки знаний учащихся о строении цветка;  в 9 классе на уроке по теме «Со­временные представления о возникновении жизни на Земле»  использую следующее тесто­вое задание: распределите в хронологическом порядке этапы эволюции всего живого на планете, на уроке по теме «Моногибридное скрещивание» так же использую тестовое задание – решение генетических задач; в 10 классе на уроке по теме «Пластический обмен» использую тест для проверки знаний учащихся об этапах пластического обмена. Так же применяю тестовые задания при итоговом контроле знаний, умений и навыков учащихся. Например, в 6 классе на повторительно-обобщающем уроке по теме «Строение и свойства живых организмов»; в 9 классе на повторительно-обобщающем уроке на тему «Эволюция живого мира на Земле».

 

В своей педагогической практике я использую готовые электронные учебники, сама составляю электронные приложения к урокам, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИТ для создания презентаций, слайд - проектов.

Работа учащихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке, активизируется его интерес к изучаемому предмету и материалу.

К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

1.     постепенно складывается личная «медиатека»;

2.     необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы обучающемуся приходится добывать самостоятельно. Учащиеся приобретают жизненно-практические умения;

3.     дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;

4.     большая работа требует больших усилий. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому, у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания.

Чтобы установить насколько информационные технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, мною было проведено анкетирование в  7, 9б и 11 классах. Всего в анкетировании приняли участие 59 человек. Суть анкетирования сводилась к следующему: оценить в баллах (максимальный – 5) обычный урок и урок с использованием информационных технологий по пяти параметрам:

1.     Интерес к изучаемому материалу.

2.     Наглядность изложения материала.

3.     Разнообразие форм работы.

4.     Объём полученных знаний.

5.     Прочность усвоения знаний.

Результаты получились следующими: по всем названным параметрам, уроки с использованием информационных технологий (по мнению учащихся) оценены в большее количество баллов. Такие уроки вызывают больший интерес у учащихся,  являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают больший объём знаний и полученные знание прочнее усваиваются.

Мною широко используются ИПК и во внеурочное время. Учащиеся средних и старших классов используют возможности ИПК при выполнении реферативных заданий, докладов, сообщений, презентаций по различным темам.

Важное значение в моей работе имеют Интернет-ресурсы. Огромное количество информации по учебным дисциплинам содер­жится на различных Интернет-сайтах и может быть использовано на уроках как учителем, так и учащимися. Приведу адреса некоторых из них: http://bio.1september.ru, , http://www.filin.vn.ua/index.html, http://biodiversity.ru, http://kop.nnov.ru, http://www.anriintern.com/ecology, http://www.nsu.ru/education/i4biol и другие.

Методическая разработка составленного и проведённого мною урока биологии в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений» с использованием информационных технологий помещена на сайте нашей школы: http://www.45school.ru.  

Возможности Интернет широко используются учащимися. Интернет помогает реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Использование Интернет-технологий повышает  мотивацию обучения, развивает умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки постоянного самообразования, помогает "превращать учение в радость открытия".

Интернет-ресурсы используются мною и учащимися при подготовке к ЕГЭ. Существует много сайтов, на которых можно пройти он-лайн-тестирование по различным предметам. Приведу адреса некоторых: http://egechita.ru/recomendations/graduates/on-line/biology.php; http://www.klyaksa.net/test_online; http://www.egetest.info/tests;

Из всего вышесказанного легко сделать вывод: использование информационных технологий, несомненно, способствует активизации познавательного интереса учащихся на уроках, более качественному обучению.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.  

Категория: Выступления | Добавил: konechnoya (05.02.2010)
Просмотров: 3997 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Лотоцкая Елена © 2024 | Сайт создан в системе uCoz
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.
Наш сайт в каталоге manyweb.ru Rambler's Top100 "YandeG" - рейтинг сайтов