Отбор содержания КИМ для проведения ЕГЭ по химии в 2018 году в целом осуществлялся с учётом тех общих установок, на основе которых формировались экзаменационные модели предыдущих лет. В числе этих установок наиболее важными с методической точки зрения являются следующие.
- КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для общеобразовательных организаций. В стандарте эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников. С данными требованиями соотносится уровень предъявления в КИМ проверяемых элементов содержания.
- Стандартизированные варианты КИМ, которые будут использоваться при проведении экзамена, содержат задания, различные по форме предъявления условия и виду требуемого ответа, по уровню сложности, а также по способам оценки их выполнения. Задания построены на материале основных разделов курса химии. Как и в прежние годы, объектом контроля в рамках ЕГЭ 2017 года является система знаний основ неорганической, общей и органической химии. К числу главных составляющих этой системы относятся: ведущие понятия о химическом элементе, веществе и химической реакции, основные законы и теоретические положения химии, знания о системности и причинности химических явлений, генезисе веществ, способах познания веществ. В стандарте эта система знаний представлена в виде требований к уровню подготовке выпускников.
- Принципиальное значение при разработке КИМ имела реализация требований к конструированию заданий различного типа. Каждое задание строилось таким образом, чтобы его содержание соответствовало требованиям к уровню усвоения учебного материала и формируемым видам учебной деятельности. Учебный материал, на основе которого строились задания, отбирался по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
- В целях обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений выпускников КИМ ЕГЭ осуществляют проверку освоения основных образовательных программ по химии на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
Каждый вариант экзаменационной работы построен по единому плану: работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий.
Часть 1 содержит 29 заданий с кратким ответом, в их числе 20 заданий базового уровня сложности (в варианте они присутствуют под номерами: 1–9, 12–17, 20–21, 27–29) и 9 заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 9–11, 17–19, 22–26).
Часть 2 содержит 6 заданий высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом. Это задания под номерами 30–35.
Общая продолжительность выполнения экзаменационной работы составляет 3,5 часа (210 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания базового уровня сложности части 1 – 2–3 минуты;
2) для каждого задания повышенного уровня сложности части 1 – 5–7 минут;
3) для каждого задания высокого уровня сложности части 2 – 10–15 минут.
К каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимический ряд напряжений металлов.
Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Изменения в КИМ 2018 года по сравнению с 2017 годом
В экзаменационной работе 2018 года по сравнению с работой 2017 года приняты следующие изменения.
1. В целях более чёткого распределения заданий по отдельным тематическим блокам и содержательным линиям незначительно изменён порядок следования заданий базового и повышенного уровней сложности в части 1 экзаменационной работы.
2. В экзаменационной работе 2018 года увеличено общее количество заданий с 34 (в 2017 г.) до 35 за счёт увеличения числа заданий части 2 экзаменационной работы с 5 (в 2017 году) до 6 заданий. Это достигнуто посредством введения заданий с единым контекстом. В частности, в данном формате представлены задания № 30 и № 31, которые ориентированы на проверку усвоения важных элементов содержания: «Реакции окислительно-восстановительные» и «Реакции ионного обмена».
3. Изменена шкала оценивания некоторых заданий в связи с уточнением уровня сложности этих заданий по результатам их выполнения в экзаменационной работе 2017 года:
задание № 9 повышенного уровня сложности, ориентированное на проверку усвоения элемента содержания «Характерные химические свойства неорганических веществ» и представленное в формате на установление соответствия между реагирующими веществами и продуктами реакции между этими веществами, будет оцениваться максимально 2 баллами;
задание № 21 базового уровня сложности, ориентированное на проверку усвоения элемента содержания «Реакции окислительно-восстановительные» и представленное в формате на установление соответствия между элементами двух множеств, будет оцениваться 1 баллом;
задание № 26 базового уровня сложности, ориентированное на проверку усвоения содержательных линий «Экспериментальные основы химии» и «Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ» и представленное в формате на установление соответствия между элементами двух множеств, будет оцениваться 1 баллом;
задание № 30 высокого уровня сложности с развёрнутым ответом, ориентированное на проверку усвоения элемента содержания «Реакции окислительно-восстановительные», будет оцениваться максимально 2 баллами;
задание № 31 высокого уровня сложности с развёрнутым ответом, ориентированное на проверку усвоения элемента содержания «Реакции ионного обмена», будет оцениваться максимально 2 баллами.
В целом принятые изменения в экзаменационной работе 2018 года ориентированы на повышение объективности проверки сформированности ряда важных общеучебных умений, в первую очередь таких, как: применять знания в системе, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной и учебно-практической задачи, а также сочетать знания о химических объектах с пониманием математической зависимости между различными физическими величинами.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ВОПРОСАМ
Тема
|
Кол-во заданий
|
1. Электронная конфигурация атома
|
1
|
2. Закономерности изменения химических свойств элементов. Характеристика элементов
|
1
|
3. Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов
|
1
|
4. Характеристики химических связей. Зависимость свойств веществ от их состава и строения
|
1
|
5. Классификация и номенклатура неорганических веществ
|
1
|
6. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов
|
1
|
7. Свойства оксидов
|
1
|
8. Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей. Ионный обмен и диссоциация
|
1
|
9. Взаимосвязь неорганических веществ
|
1
|
10.Реакции окислительно-восстановительные
|
1
|
11. Свойства неорганических веществ
|
1
|
12. Классификация и номенклатура органических веществ
|
1
|
13. Теория строения органических соединений. Типы связей в молекулах органических веществ
|
1
|
14. Свойства углеводородов. Получение углеводородов
|
1
|
15. Свойства кислородосодержащих соединений. Получение кислородосодержащих соединений
|
1
|
16. Свойства азотсодержащих органических соединений. Белки, жиры, углеводы
|
1
|
17. Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических соединений
|
1
|
18. Характерные химические свойства углеводородов. Механизмы реакций
|
1
|
19. Свойства спиртов, альдегидов, кислот, сложных эфиров, фенола
|
1
|
20. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
|
1
|
21. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов
|
1
|
22. Электролиз расплавов и растворов
|
1
|
23. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
|
1
|
24.Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие
|
1
|
25. Качественные реакции органических и неорганических соединений
|
1
|
26. Химическая лаборатория. Понятие о металлургии. Химическое загрязнение окружающей среды. Полимеры
|
1
|
27. Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»
|
1
|
28. Расчеты объемных отношений газов при химической реакции. Тепловой эффект
|
1
|
29. Расчет массы или объёма вещества по параметрам одного из участвующих в реакции веществ
|
1
|
30. Реакции окислительно-восстановительные
|
1
|
31. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. |
1 |
32. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций
|
1
|
33. Взаимосвязь органических соединений
|
1
|
34. Расчеты массовой доли химического соединения в смеси
|
1
|
35. Нахождение молекулярной формулы вещества
|
1
|
В дальнейшем будут рассмотрены теоретические основы по каждому из блоков ЕГЭ.
Для самостоятельной подготовки и самопроверки существует множество сайтов.
Хочу порекомендовать вам те, которыми часто пользуюсь сама и рекомендую учащимся:
Сайт Федерального института педагогических измерений
Сайт "Решу ЕГЭ" |