Пятница, 26.04.2024, 08:21Главная | Регистрация | Вход

Вход

  Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Наш опрос

Для чего Вам нужен Интернет?
Всего ответов: 778

  Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Теория ОГЭ и ЕГЭ
Главная » 2017 » Июль » 3 » Блок 4. Мировое хозяйство (часть 1)
12:11
Блок 4. Мировое хозяйство (часть 1)
Блок 4. Мировое хозяйство

4.1. Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер

Три типа отраслевой структуры
Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры.
В индустриальном обществе безраздельно господствовала аграрная структура экономики, при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство) были основными источниками получения материальных благ. После промышленных переворотов второй половины XVIII-первой половины XIX в. в странах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине XX в. под влиянием НТР началось формирование принципиально новой структуры, которая получила наименование постиндустриальной (или информационной) структуры. Наиболее характерная ее черта - преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной. Каждая из этих структур представлена в современном мире. Аграрная структура экономики ныне преобладает только в некоторых странах, в первую очередь в наименее развитых.
 
Структура занятости населения по секторам


В структуре ВВП Сомали, Танзании, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства все еще приходится более 50%. А доля экономически активного населения, занятого в этой отрасли, обычно еще выше. В ряде стран Тропической Африки она составляет 80-90%.
Индустриальная структура экономики еще в середине XX в. преобладала во всех экономически развитых странах. Затем значение промышленности стало уменьшаться. Ныне в мире уже практически не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50% ВВП. То же относится и к занятости экономически активного населения.
Структура занятости в отдельных странах мира. Наиболее компактную группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют некоторые страны СНГ, страны Восточной Европы и Балтии, т. е. страны с переходной экономикой, а также Китай, которые в течение десятилетий делали упор на политику социалистической индустриализации. Подобную структуру имеют также некоторые нефтедобывающие страны и отдельные страны Азии, Африки и Латинской Америки, проводящие индустриализацию. Тем не менее, во всех этих странах доля промышленности (как и доля сельского хозяйства) продолжает снижаться, уступая место непроизводственной сфере.
Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками: 1) в сфере экономики - переходом от производства товаров к производству услуг, 2) в сфере занятости - преобладанием работников умственного труда, 3) в сфере науки - рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде всего развитие наукоемких производств, 4) в сфере управления - принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии, 5) в сфере экологии - установлением надежного контроля за вмешательством человека в окружающую среду. В самой непроизводственной сфере быстрее всего растет сфера услуг - потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных) и деловых (информационных, рекламных и др.).
В конце 90-х гг. в США, Франции, Бельгии, Нидерландах, Австралии доля сферы услуг в ВВП уже достигла 70% или даже превысила этот уровень. В большинстве других стран Западной Европы, в Японии и Канаде она составляет 60-70%. В России в 90-е гг. доля сферы услуг также значительно увеличилась.
Интересно, что еще более высокую долю сферы услуг в структуре ВВП имеют совсем небольшие страны, часто микрогосударства, живущие за счет туризма, разных видов финансовой деятельности и предоставления других услуг.
Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором во всем мире занято 1,5 млрд. человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне около 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли "авангардной тройки" - машиностроительной, химической промышленности, электроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышленности до немногим более 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим.
Сложные процессы происходят и в составе отдельных отраслей промышленности. Некоторые отрасли вообще "уходят со сцены" (например, паровозостроение), другие - их гораздо больше - возникают заново, определяя постоянное "дробление" структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. С другой стороны, для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного и других.
Изменения в отраслевой структуре сельского хозяйства происходят медленнее. Тем не менее, по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих экономически развитых странах дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. А в растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.
НТР внесла большие изменения в "разделение труда" между отдельными видами транспорта. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние расстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке "от двери до двери" возрастает и его роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически почти не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния.
 
Основные модели мирового хозяйства

Несмотря на относительное единство мирового хозяйства, отдельные части которого тесно связаны между собой международным географическим разделением труда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Пропорции между этими частями, определяющие своего рода пространственные модели мирового хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными и многочленными. Двучленная модель мирового хозяйства, соответствующая двучленной типологии стран мира, подразумевает подразделение его на две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. Исходя из бросающихся в глаза особенностей географического положения, первую из них в литературе зачастую условно именуют Севером, а вторую - Югом. Хотя темпы экономического роста во многих странах Юга в последнее время даже выше, чем в странах Севера, он продолжает сильно отставать от Севера по всем основным показателям социально-экономического развития. Особенно тяжелое положение в наименее развитых странах, которые иногда называют даже "отцепленным вагоном мировой экономики". А по выражению Н. Н. Моисеева, они "отстали навсегда". При трехчленной модели мирового хозяйства выделяются экономически наиболее развитые страны Запада, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В последнее время получает распространение еще одна сходная, но все же отличающаяся от первой трехчленная модель мирового хозяйства с подразделением его на Центр, Периферию и Полупериферию. При этом Центр образуют 25 стран Севера с общим населением 800 млн. человек, которые в первую очередь определяют мировой научно-технический прогресс и переход мировой экономики к постиндустриальной стадии. В качестве его основных ядер фигурируют либо страны "большой семерки", либо Европейский Союз, США и Япония. В состав Периферии входит около 100 развивающихся стран Юга с преобладанием аграрной экономики, продовольственно-сырьевой международной специализации и слабо затронутых НТР. А на стыке между ними размещается полупериферия, к которой обычно относят новые индустриальные страны Азии, большинство нефтеэкспортирующих стран-членов ОПЕК, наиболее "продвинутые" страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой. Страны полупериферии все еще в основном находятся на индустриальной стадии развития.
В географической литературе используется и десятичленная модель мирового хозяйства с выделением десяти главных центров, или ядер, формирование которых происходило постепенно.
До конца XIX в. по всем показателям преобладал один центр - Европа; не случайно И. А. Витвер назвал этот период "европоцентрическим". Затем образовался второй мировой центр, вскоре ставший главным,- США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры мирового значения - СССР, Япония. После второй мировой войны началось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, Канада, Мексика, Бразилия. В последние два десятилетия на мировую арену вышли НИС во главе с "четырьмя азиатскими тиграми"- Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом и Сингапуром.
В свою очередь, пропорции между этими центрами изменяются в зависимости от темпов роста их экономики. Например, в 90-е гг. намного выросла доля Китая, где темпы роста были самыми высокими, и снизилась доля СНГ, где они были очень низкими. На рубеже 2000 г. по доле в мировом ВВП эти десять центров выстраиваются следующим образом: зарубежная Европа, Северная Америка, Китай, Япония, НИС Азии, Индия, Бразилия, СНГ, страны Персидского залива, Мексика. В связи с этим появился даже новый термин - "большая семерка" Юга. В нее обычно включают Китай, Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику, Республику Корею и Таиланд.
В последние два-три десятилетия в мировом хозяйстве постоянно возрастает роль Азиатско-Тихоокеанского региона, который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Ныне на страны АТР с населением в 3,5 млрд. человек приходится уже 60% мирового ВВП и 40% объема мировой торговли. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития мирового хозяйства. Не случайно XXI век в прогнозах все чаще называют "Тихоокеанским столетием".
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - очень важное политико-географическое понятие. Но контуры АТР определяются по-разному, с включением в него от 30 до 45 стран. Поэтому и цифровые показатели по этому региону имеют несколько условный характер.
Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран. Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.
Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.
Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших фирм, и происходит, как говорят, "принятие решений".
Штат Калифорния в США - самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода "государство в государстве", то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния - район сосредоточения самых наукоемких отраслей.
Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов - в Западной Европе.
В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.
В-четвертых, это районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов.
К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России.
В экономически развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, но они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории усложняются.
В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень "зрелости" - насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых. Как показали исследования ученых-географов, роль главного центра, "фокуса" всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами. В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес - главный морской порт Аргентины. В некоторых случаях роль "экономической столицы" страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Бомбей и Калькутта в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле. Роль вспомогательных центров ("фокусов") территории могут выполнять также районы экспортной специализации. Это районы либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт. Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы "выталкивания" избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют "внутренними колониями". "Две страны в одной стране" - это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность географического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории.
Категория: ЕГЭ по географии | Просмотров: 585 | Добавил: konechnoya | Рейтинг: 0.0/0
Лотоцкая Елена © 2024 | Сайт создан в системе uCoz
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.
Наш сайт в каталоге manyweb.ru Rambler's Top100 "YandeG" - рейтинг сайтов