Значение практических работ в процессе обучения географии - Статьи по географии - Статьи, выступления - Сайт учителя биологии и географии Лотоцкой Е. Г.
Вторник, 06.12.2016, 08:43Главная | Регистрация | Вход

Вход

  Поиск

Новости биологии

Наш опрос

К какой категории вы бы себя отнесли?
Всего ответов: 1030

  Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Статьи, выступления
Главная » Статьи » Статьи по географии

Значение практических работ в процессе обучения географии
Значение практических работ в процессе обучения географии

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п.
Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ. На наш взгляд, наиболее удачно практические работы были представлены в усовершенствованных программах по географии в начале 80-х годов.
Четкое деление программных работ на тренировочные и итоговые, продуманная система практических работ как внутри каждого курса, так и по всей вертикали от V до X класса создавали условия для их выполнения, для успешной реализации принципа практико-ориентированного обучения. Из существующих в настоящее время вариантов программ по географии для общеобразовательных учреждений, авторы остановились на указанном варианте потому, что он представляется самым удачным из всех и по количеству, и по содержанию, и по характеру практических работ.
Для сравнения приведем следующие данные: в программе, подготовленной сотрудниками Российской академии образования под редакцией Н.Н. Петровой предлагается в VI классе — 36 практических работ, в VII — 80, в VIII — 21, в IX - 79 Представляется что такое количество практических работ просто нереально выполнить в отведенное на изучение того или иного курса время, какими бы интересными и оригинальными они ни были Хотя и выбранный авторами вариант программ небезупречен. Например, в VIII классе нет работ о специфике ГП России и т.д.
Практические программные работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т д.; определять направления, гeoграфические координаты и т д.; измерять рас¬стояния, азимуты и др.; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. Фактически весь раздел программы «Планируемые результаты обучения» тесно связан с содержанием и характером программных практических работ. Виды практических работ по географии Практические работы по географии весьма разнообразны по со¬держанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации (ИГИ), по уpoвню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Определяется это разнообразие прежде всего особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников. Общие требования к организации практических работ.
В настоящее время стремление учителей к творчеству порой уводит их от выполнения требований программы, в том числе и в области практических работ. Во многих авторских программах заметно снижены требования к выполнению практической части курсов школьной географии Правильно пи это? Вряд ли. Ведь и стандарты по нашему предмету, и обязательный минимум географических знаний ориентируют на умения применять теоретические знания. А как это возможно без системы практических работ? Как возможно без практических умений и навыков проводить современные уроки, в том числе, уроки нетрадиционных форм - диспуты, путешествия, ролевые игры. Ведь именно на таких уроках школьникам требуются умения читать и анализировать карты, объяснять, сравнивать, оценивать. Вызывает недоумение радость некоторых учителей по поводу того, что теперь можно не фиксировать результаты обязательных практических работ у всего класса, а проводить их выборочно. Конечно, были случаи (да и сейчас есть), когда особо усердные методисты и завучи следят только за столбиками отметок в журнале, а не оценивают работу учителя и ученика по сути - по качеству практических умений, по способности самостоятельно работать с разными источниками географической информации, и в первую очередь с картой. Анализ практики работы школы свидетельствует о том, что именно выполнение практических работ вызывает наибольшие затруднения и у учителя, и у ученика.
У учителя потому, что он порой не проводит границы между тренировочными и итоговыми практическими работами, не обеспечивает учащихся необходимыми памятками, инструкциями, проводит практические работы как одноразовые, не связанные друг с другом. У школьников проблемы при выполнении практических работ связаны прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это при-водит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету.
Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования.
1. Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
2. Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
3. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
4. Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
При организации практических работ важно помнить, что программа задает лишь общее направление работы, а конкретизирует содержание, определяя конкретную территорию, объем задания, учитель. Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Например, если предложить учащимся при выполнении в VI классе практической работы № 7 более 10 точек, для которых надо определить географические координаты, и столько же точек, которые по данным координатам надо нанести на контурную карту, то время выполнения работы займет половину урока. Целесообразно ли это? На наш взгляд, нет. Ведь данная работа проводится на этапе закрепления знаний, а не на этапе тренировки, поэтому и по меньшему числу заданий (3-4) будет ясно, владеют ли школьники умением определять географические координаты или нет. Если вам хочется усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно. После проведения практических работ желательно организовать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы учащиеся имели возможность видеть нетрадиционные творческие решения поставленных задач. Все практические программные работы должны быть оценены. Причем оценки за работу всему классу можно ставить или сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников.
Важно, чтобы итоги работы были оценены объективно. Для этого рекомендуем следующие примерные нормы оценок:
«5» — правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
«4» — погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
«3» — погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении; «2» — серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;
«1» — полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.
Естественно, что в зависимости от имеющихся в школе учебно-методических комплектов по разным курсам географии, от особенностей национально-регионального содержания, от методического стиля учителя и особенностей подготовки класса варианты практических работ могут корректироваться и изменяться.
Новые подходы к обучению, а именно большее внимание к развитию познавательной самостоятельности, творческой активности школьников, привели к тому, что в последние годы в школьной географии довольно широкое распространение получили школьные практикумы. С одной стороны, они вобрали в себя опыт высшей школы, которым учитель овладел будучи студентом и потом в школе пытается внедрить вузовские формы обучения — лекции, семинары, практикумы. С другой стороны, практикумы на местности становятся тем мостиком, который существует между традиционным уроком в школе и сравнительно широко распространившимися в наши дни уроками в классе природном. Но что лежит в основе этих практикумов? По сути, это та же система практических работ, но модернизированная по содержанию и формам фиксации результатов в свете новых подходов к отбору содержания, к внедрению в процесс обучения новых средств обучения, и прежде всего таких, как компьютер.

Категория: Статьи по географии | Добавил: konechnoya (01.05.2012)
Просмотров: 3026 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Лотоцкая Елена © 2016 | Используются технологии uCoz
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Наш сайт в каталоге manyweb.ru Союз образовательных сайтов Каталог сайтов Всего.RU GlavBoard.ru Top 100: Учеба, образование и науки Rambler's Top100 "YandeG" - рейтинг сайтов 3500 разработок для учителя Metodichka.org Банк Интернет-портфолио учителей