Пятница, 26.04.2024, 02:50Главная | Регистрация | Вход

Вход

  Поиск

Наш опрос

Для чего Вам нужен Интернет?
Всего ответов: 778

  Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи, выступления
Главная » Статьи » Выступления

Выступление "Диагностика уровня нравственного и социального здоровья подростков"

«Диагностика уровня нравственного и социального здоровья подростков»

Причинами изменения нравственной сферы человека являются условия его развития в течение всей жизни. Среди таких условий есть объективные (макроусловия) - социокультурная среда и субъективные (микроусловия).

К сожалению, объективные условия развития ребенка, по мнению многих современных педагогов, не являются благоприятными. Изменяющиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, отсутствие единой идейной и нравственной основы общественного и индивидуального сознания, недостаточное материальное обеспечение большинства семей - все это сильно влияет на социализацию и индивидуализацию современного молодого человека. Несформированность, слабость нравственной сферы личности современной молодежи и общества как следствие указанных причин отмечают многие авторы (Р.Г.Гурова, Е.Н. Приступа и др.).

В  настоящее время еще недостаточно полно раскрываются вопросы комплексной диагностики уровня нравственной воспитанности, нет четких критериев, определяющих нравственное развитие, во взаимосвязи с физическим, психическим и социальным развитием.

По мнению Е. В. Тарановой, диагностика нравственного развития школьников является одной из частей интегративной диагностики учащихся школы.

             Исходя из всего выше сказанного перед нами, как специалистами, стоит задача - способствовать правильному формированию здоровой личности учащегося. Прежде чем проводить работу в данном направлении, необходимо диагностировать учащихся. 

За последнее время появляются рекомендации по решению вопроса оценки и динамики развития уровня здоровья воспитанников, но мы не встречали публикаций по созданию электронных вариантов по динамике развития  физического, психического и социального здоровья личности.

С 2007 года наша школа является экспериментальной площадкой ПГПУ им. Белинского. В своей педагогической практике мы используем различные авторские разработки профессорско-преподавательского состава данного Вуза. Одной из этих разработок является электронная карта мониторинга состояния здоровья учащихся. На наш взгляд, электронная  карта мониторинга состояния здоровья обучаемых необходима для определения уровня физического, психофизиологического, психоэмоционального, нравственного и социального здоровья учащихся с целью использования комплексных оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи с учетом их возрастных особенностей.

Я хочу рассказать  о диагностике нравственного и социального здоровья учащихся.

            В электронную карту мониторинга нравственного развития включены следующие методики:

1. Нравственная самооценка (Колмогорцева Л. Н.);

2. Отношение к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии);

3. Нравственная мотивация (Колмогорцева Л. Н.);

Данные методики наиболее информативны, достаточно просты для использования, надежны и валидны.  Разработка, отбор методик, интерпретация и оценка полученных результатов проводится в соответствии с имеющимися представлениями о возрастных возможностях учащихся и особенностях детей изучаемого возраста.

            Диагностическую программу по исследованию нравственности школьника можно проводить выборочно по отдельным параметрам, методикам в отдельные годы обучения.   Для осуществления компьютерного мониторинга по определению уровня нравственного и социального развития необходимо опираться на модульно-блочный  принцип.

Критерии оценки уровня нравственного развития:

- уровень моральной воспитанности;

- знание нравственных норм и наличие умений их выполнять;

- наличие высокоавтоматизированных моральных навыков

   по шкале «В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий уровень.

Уровень нравственного развития  включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков  и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности.

      Методики позволяют выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным каче­ствам (ответственности,  коллективистской направленности, са­мокритичности, уровень отношения к собственному здоровью и здоровью близких и провести ранговые корреляции.

      По методикам «Нравственная самооценка»; «Нравственная  мотивация»; «Диагностика отношений  к жизненным ценностям»  выбор ответа свидетельствующий об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 4-5 баллов. Ответ,  показывающий, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (воз­можны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Оценку в 1-2 балла получает учащийся,  выбравший пассив­ное и недостаточно устойчивое отношение, что свидетельствует об отрицательном, неус­тойчивом отношении ребенка к нравственным нормам.  Высокий уровень соответствует 21-30 баллам,  средний  - 11-20, низкий -   1-10.

Анализ результатов исследования учащихся с помощью электронной карты мониторинга развития показал,  что среди исследуемых показателей выделены те, которые в большей степени определяют состояние нравственного развития.

Данные показатели помогут определить форму практической деятельности, что позволит испытуемому самостоятельно конструировать свое поведение, изменять мотивационную сферу и самооценку за счет рефлексивного осознания.

Высокий уровень нравственной мотивации и адекватная самооценка обеспечивают позитивную динамику поведения и организацию адаптивного процесса;  помогают самостоятельно формулировать критерии оценки своей деятельности, самостоятельно формулировать  проблемы, цели, задачи; самоконтроль и самооценку. А это, в свою очередь, окажет помощь в формировании способности к рефлексии; высокому уровню притязания; высокого уровня самооценки и веры в свои силы; чувство долга; персональной ответственности; способности работать в команде.

Результаты исследования дали нам возможность произвести выборку показателей, с помощью которых выявили учащихся, которые нами отнесены в категорию  высоко нравственных или же с низким уровнем нравственности. С учащимися,  получившими самый низкий балл по определению уровня нравственности, была проведена работа: были даны рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств.

Теперь мне хочется остановиться на диагностике уровня социального здоровья учащихся.

Диагностическая работа по оценке уровня социального здоровья школьников направлена:

 - на определение критериально-оценочных и уровневых характеристик сформированности у них социального здоровья, что строится с учётом социально-личностных особенностей и  направлена на социально-педагогическую профилактику девиаций социального здоровья школьника, опирается на реализацию интросоциального и экстрасоциального подходов, в рамках которых обеспечиваются наиболее целесообразное фиксирование внешних связей с социумом и ориентация на конструктивную внешнюю и внутреннюю социально направленную активность школьника;

- на предупреждение отклонений от социально-приемлемого уровня социального здоровья школьника и базируется на нравственно-нормативном опыте взаимодействия ребёнка с социумом, направленном на согласие с самим собой; на выработку моделей саморегуляции поведения в изменившихся условиях, форм самоорганизации, самовоспитания, самоконтроля, самодеятельности в контексте интегрированности его в социум.

Критерии оценки уровня социального здоровья:

- способности построения межличностных отношений;

- освоение норм,  средств и способов общения, анализа различных  ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;

- уровень базисных коммуникативных умений: умение вступать в контакт, слушать другого, умение обратиться с просьбой или сказать «нет», понимать состояние другого человека, анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;

- уровень самовыражения, отсутствие скованности и закомплексованности;

- готовность к сотрудничеству и совместной деятельности;

-уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;

- готовность принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;

- уровень удовлетворенности качеством своей жизнью;

- доминантность и устойчивость ценностей здоровья, эмоциональное, когнитивное, этическое праксическое отношение к своему здоровью;

- готовность личности к жизнедеятельности в новых социальных условиях.

Методики для оценки уровня социального здоровья:

- шкала самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн  в модификации А.М.Прихожан;

- тест на оценку коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2);

- методика «Ценностные ориентации» Е.Б. Фанталовой;

- опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению»;

- тест Йовайши;

- исследование проксемического поведения  несовершеннолетних с помощью шкалы GIDS Эдварда Холла.

Учащиеся проходят тестирование по электронной карте мониторинга социального здоровья учащихся и мы анализируем полученные результаты для оказания (в случае необходимости) индивидуальной помощи учащимся, педагогам, родителям. На основании полученных данным, строим дальнейшую работу с учащимися.  

Итак, мы с вами рассмотрели методы диагностики нравственного и социального здоровья учащихся с использованием электронной карты мониторинга здоровья. Но нужно помнить, что для более точного и полного определения нравственного и социального здоровья учащихся необходимо также определить уровень психического здоровья учащихся. Кроме этого необходимо учитывать уровень физического развития детей.

При использовании данного электронного варианта программы необходим дифференцированный подход к проблеме. Возможно использование других методик.

Категория: Выступления | Добавил: konechnoya (25.10.2010)
Просмотров: 10321 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
avatar
Лотоцкая Елена © 2024 | Сайт создан в системе uCoz
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения.
Наш сайт в каталоге manyweb.ru Rambler's Top100 "YandeG" - рейтинг сайтов