Контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) ЕГЭ по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру биологического образования. Каждый вариант КИМ ЕГЭ проверяет инвариантное ядро содержания курса биологии, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию.
КИМ конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование на базовом и профильном уровнях. Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями курса и проверяют сформированность у выпускников биологической компетентности.
Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Такой подход позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность КИМ.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нём интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные на уровне основного общего образования, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
В содержание проверки включены и прикладные знания из области биотехнологии, селекции организмов, охраны природы, здорового образа жизни человека и др.
КИМ включает в себя семь содержательных блоков.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов (микропрепараты можно посмотреть по ссылке), процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.
Часть 1 содержит 21 задание:
7 – с множественным выбором с рисунком или без него;
6 – на установление соответствия с рисунком или без него;
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.
В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, что обеспечивает более доступное восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
− для каждого задания части 1 – до 5 минут;
− для каждого задания части 2 – 10–20 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ВОПРОСАМ
Тема
|
Кол-во заданий
|
1. Биологические термины и понятия
|
1
|
2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого
|
1
|
3. Генетическая информация в клетке
|
1
|
4. Клетка как биологическая система
|
1
|
5. Жизненный цикл клетки
|
1
|
6. Скрещивание
|
1
|
7. Генетические закономерности
|
1
|
8. Воспроизведение организмов. Онтогенез
|
1
|
9. Многообразие организмов
|
1
|
10. Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения
|
1
|
11. Основные систематические категории
|
1
|
12. Организм человека. Ткани. Органы
|
1
|
13. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов
|
1
|
14. Организм человека и гигиена человека
|
1
|
15. Эволюция живой природы
|
1
|
16. Движущие силы эволюции
|
1
|
17. Экосистемы и присущие им закономерности
|
1
|
18. Среды жизни. Биосфера
|
1
|
19. Общебиологические закономерности
|
1
|
20. Человек и его здоровье
|
1
|
21. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
|
1
|
22. Применение знаний в практических ситуациях
|
1
|
23. Анализ текстовой и графической информации
|
1
|
24. Задание на анализ биологической информации
|
1
|
25. Человек и многообразие организмов
|
1
|
26. Эволюция и экологические закономерности
|
1
|
27. Задача по цитологии
|
1
|
28. Задача по генетике
|
1
|
В дальнейшем будут рассмотрены теоретические основы по каждому из блоков ЕГЭ.
Для самостоятельной подготовки и самопроверки существует множество сайтов.
Хочу порекомендовать вам те, которыми часто пользуюсь сама и рекомендую учащимся:
Сайт Федерального института педагогических измерений
Сайт "Решу ЕГЭ"
|